Прежде всего, хочется сказать. Мне чертовски нравится, что решили откатиться назад. Это правильное решение - старый фк был наполнен контентом. Он был маленьким и намного более простым, с ним легче работать, нежели то, что разрабы тщетно собирали все эти годы. Многое создает ощущение того самого старого фк, и сейчас я постараюсь коротко выделить главное. Жирным выделяю ключевые мысли, жирным курсивом - итоги абзацев.
Перспективы
Эта секция будет наполнена поззитивом и просьбами к разрабам - не меняйте это, и игра останется такой же хорошей, какой мы, старички, запомнили её тогда.
Дефицит ресурсов и важность выбора
Хочется сказать, что дефицит снаряжения и патронов - это хорошо. Особенно это хорошо сделано на старом фк. Экономика начала игры проста: в БТ куча лоулвл пушек, каждая чуть чуть лучше предыдущей, каждая уникальная. Автоматического оружия почти нет - только гвоздемёт (ЭТО ЛУЧШЕЕ ЧТО КОГДА ЛИБО БЫЛО) и какие нибудь исключения по типу тайпа и 9мм ппшки, которые были самыми дорогими в магазине. Был выбор: купить побольше патронов или покопить в надежде на то, что появятся деньги на оружие получше. Правильным ответом были оба варианта! Патронов нужно брать ровно столько, чтоб хватило на комфортную зачистку сложных мест, и не в размере тысячи и более на всех врагов данжа (ой, спойлеры).
Сюда же причина не добавлять ремки обратно - на кой ляд они, если оружие будет достаточно долговечным, чтобы попользоваться им а потом купить получше?
А ведь оружие имело какую никакую ценность для игрока: нехотя дефолтный 10мм пистолет справлялся со всеми, если найти правильный подход (двусмысленно), он был ключевым оружием, НО как только ты получал новое оружие в руки, неважно, на какой стадии игры - ты ощущал его мощь, потому что успел прочувствовать всю слабость своего прошлого оружия.
В те времена броня джаггернаута была не просто броней. Любое недоступное снаряжение было знаком отличия на твоем персонаже - за Биг Дэдди, за водный мир, и за фарм ежедневок, данжей и мусора с пустоши. Ты прошел свой путь, фармя эту броню. Ты носишь эту броню с гордостью, бережешь, не надеваешь на вылазки, которые можно пройти без неё, ибо починить её нельзя. Тоже самое с Т-45 за квест (о котором позже). В этом по моему мнению проблема - у снаряги мало прочки. И купив какую-нибудь штурмовую винтовку, ты тупо не сможешь её окупить за то время, пока она не сломалась.
Сравнивая с современным фк, можно только удивиться тому, что почти всё снаряжение выдается просто так, за квестик какой-то. Снаряжение низкого и среднего уровня обесценилось совсем. Просто проходя сюжетные квесты, ты получаешь всё что тебе может быть нужно: оружие, броня, деньги. Ценности у этих предметов убавилось, и, хоть на это и был рассчет, это плохая стратегия развития экономики. Подводя итог: меняя экономику, цените каждое оружие. Ради бога, не давайте снарягу за квесты просто так. Оставьте труднодоступность каждого элемента обмундирования на каждом этапе игры, но и не забывайте ценить время игроков, не делайте пустой гринд ради гринда.
Квесты, или “Выжить любой ценой”
Никогда не забуду зачистку блядушника в линейке Биг Дэдди. Сначала ты можешь попытаться уверенно перестрелять врага, и пососать, ибо твой персонаж не имеет никакого обмундирования. Однако, тыкаясь лбом во врагов всё больше и больше, ты заметишь, что можно убивать стоячих врагов издалека, а с ближниками раз-на-раз сражаться. И потихоньку, с каждой смертью изучая локацию всё больше и больше, ты понимал, как именно проходить локацию, оставаясь живым. Именно такая философия мне нравилась в старом фк. Тебе предлагалось два пути: или заплати за патрончики несколько сотен крышек (КРАЙНЕ МНОГО) и просто пройди задание, или же ты можешь пройти почти любой квест за бесплатно, ноо… ты должен заплатить своими нервами и временем, ибо враги убивают за 3-4 выстрела. И такой неявный обмен был выгоден. Именно он превращал квесты из “гринда ради гринда” в какое-то испытание, что приходится преодолевать, и не потому, что игра ставила тебе барьер и говорила “иди дрочи лут с сундуков чтобы накопить на гиперультра химзащитный костюм”, а потому что ты выбрал проходить именно так. И даже самые обоссаные рейдеры становились опасностью - ты всё еще слабее их в равном бою, нельзя просто танчить весь урон, нужно всегда оставаться настороже.
Теперь про квесты на снаряжение. Единственные квесты на оружие, которые мне нравятся, да и о которых можно вспомнить из старого фк (я забыл про квесты на всякие Крысобои, коротко - рекомендую переработать и выдавать деньги) - квест на тот самый 10мм пистолет в БТ и на силовую броню в Зип-Тауне. Квест на 10мм работает по некоторым причинам. Во-первых, ты точно его пропустишь. Куда хочется пойти: в непосредственно город, заполненный нпс и магазинчиками, или В БАР У МАИСОВОГО ПОЛЯ? Именно, что в город! А потом от новичков со спавна ты услышишь “а ты не прошел квест на 10мм пистолет? Пойдем покажу!”. И ты обнаружишь, что у тебя прямо под носом был ключевой квест для новичка!
Вторая причина - прямое улучшение твоего снаряжения, а именно - самопала (ДОБАВЛЮ, ЧТО ОБА КВЕСТА, КАК НА САМОПАЛ, КАК НА 10ММ МОЖНО ПРОСТО ТУПО НЕ УВИДЕТЬ, ПРОПУСТИТЬ!!!!! Именно с помощью такого геймдизайна мир ощущался вариативным, уникальным и таящим секреты и тайны. В новом ФК такого не было)
Этот квест работает только потому, что у игрока нет НИ-ЧЕ-ГО, и игра тебе делает божественный подарок с небес - гавнопистолетик! Который одновременно гавно и также самое лучшее оружие в игре, ибо к нему каждый день выдают патроны (прошу, не удаляйте выдавателя патронов, ЭТО ЛУЧШЕЕ, ЧТО БЫЛО В ИГРЕ) и по факту он бесплатный. Я хотел вставить мысль о новом 10мм пистолете с баффами и приколами в донат магазине, но вспомнил, что он всё время вроде как там был) Только спустя десяток лет понял, что он там всё это время делал. Если хотите его использовать - добавьте ему прочки, раз в 10 побольше, чтобы “бесконечным” был, тогда купят)
И про квест на силовую броню. ОН АХУЕННО СДЕЛАН. И пользуется он теми же принципами, что и самый базовый (!!) квест: Во-первых, ты его пропустишь. Вернее, не найдешь. Зачем тебе идти в Зип-Таун? Он, вообще, существует?! Это не просто очередные декоративные болванки на карте? Твой соклановец бы сказал, что Зип-Таун существует, и даже бы пошел тебя проводить по квесту, который открывается за….. ДОНАТ??? Это, блядь, единственный пэй-ту-плей квест ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ИГРЫ. ЭТО ГЕНИАЛЬНО! Ты уже развился достаточно, чтобы тебе было не наплевать на игру, и ты хочешь больше контента. ХУЯК, ДОНАТНАЯ СТЕНА! И она же сделана не просто “дальше заплати деньги за ДАПАЛНИТЕЛЬНЫЙ КАНТЕНТ”. В нем тебя старик шиз просит дать ему лекарство, которое только в донат шопе есть. Это органично, иммерсивно и не вызывает чувства мол “ага, разрабы блять заставляют влить бабок”. Можно и подумать, смотря на всю ситуацию, что его реально можно добыть! Ну, секретный квест на пистолет был? Был! Какой-то секретный Большой Папочка в странном городе РХ был? Был! Значит, и скрытый предмет где-то может быть, надо посмотреть. Конечно, проблема в том, что его нету, нооо… эта проблема не разраба) Во-вторых, прямое улучшение твоего снаряжения. Как в прошлый раз оружие улучшить не получиться - игрок заработал на свою выбранную им пушку и ценит её, было бы глупо давать ему новую просто спустя несколько быстрых квестов, не так ли? (Блять вся сюжетка нового фк привет передаю маме). А вот броня бы ему не помешала - в доступе всего лишь джага, причем дорогая такая. Значит, сделаем донатную стену, и приправим гриндовой стеной в виде лазерного пистолета за 15к (почти жага, нехило) Подытожу: Квесты не обязательно должны быть хорошо прописаны с точки зрения сюжета, ибо они никогда таковыми не задумывались, достаточно поверхностно задать тон истории. Но! Квесты - это геймплейный инструмент. Они должны давать игроку интересный выбор подхода к той или иной локации, давать ощущение погружения если не в лор мира, то хотя бы в интересные геймплейные механики и новшества с каждым квестом. Постарайтесь каждым квестом и каждой локацией удивлять, экспериментируйте! Все ждут чего-то особенного! Вдохновляйтесь другими играми, не делайте квесты, как по государственной квоте, все Смуту блять видели? Делайте несколько маленьких локаций за одно обновление, наполняйте мир событиями и тайнами. А награды - только деньги и расходники, иное разрушит всё в корне
Еще квест на СБ органично показывал лучший данж в игре. К слову,
Данжи
УРА ДАНЖАМ! Все любят хорошо сделанные данжи. А в старом фк они неплохие. Данж рейдеров под мостом - классическое начальное испытание. Данж рейдеров в шахте - неплохая награда за квест в Акре (Это было в дальнейшем переработано в люто никому ненужный данж пауков, помянем). Ну и главный босс - МИФИЧЕСКИЙ данж супермутантов. Давайте про них поговорим. Честно, и без прекрас.
Во-первых, данжей мало. Это все данжи, что я вспомнил. Но! Каждый из них давал свою атмосферу, каждый предлагал свою локацию и челлендж. Они были небольшими, их делать можно хоть раз в две недели, главное билдер чтобы не спал, да идеи были..
Во-вторых, данжи давали (ощутимую) денежную награду. Да-да, не удивляйтесь! Не обязательно разделять фарм на “лутать выжженки” и “фармить импланты/патроны/квест на анклав”. Очевидно, хочется делать всё и сразу, просто добавьте денежную награду как основную, а во второстепенные награды для каждого данжа добавьте свой дроп. Не обязательно давать много денег. По старой экономике 300-500 крышек за данж вполне достаточно, если их будет 4-5. Нормальные люди даже не успеют столько контента ежедневного осваивать. Ну правда, эксперименты от вас были бы самым лучшим решением. Выпускайте часто мини-данжики с разными наполнениями и лутом, потом спрашивайте комьюнити - понравилось ли? Если да, то разрабатывайте дальше.
В-третьих, система лобби не нужна. С ней никто в крысичах не сможет тебя остановить от прохождения данжа и сбора твоего лута, это минус ПвП в открытом мире. Представьте игру за “рейдера” - сидит на крысичах, ждет, пока человек подойдет к данжу, чтобы собрать все патроны чувака и смыться. Это дополнительный риск для проходящих и дополнительная награда для вумних кемперов, людям нужно подумать - стоит ли закупаться, если в онлайне сидят эти чушпаны?
В-четвертых, оставьте данж супермутантов как есть. Он прекрасен как эндгейм контент. Намного интереснее убивать болванчиков по квесту чем лутать триллионы мусора с сундуков и сдавать его скупщику. На него хорошо указывает квест на СБ, но проще, конечно, найти его самому. Он сделан с душой, и его стоит не трогать особо. (НО ДОБАВЬТЕ ТУДА ВОЗРОЖДЕНИЕ АХАХА)
Итог: Данжи - нераскрытое поле для экспериментов, убитое современным фк. В старом же есть только нераскрытые задатки проработанных данжей и фарма на них. Используйте их для того, чтобы люди фармились, чтобы людям было в кайф зачищать их, чтобы постоянно было напряжение - вдруг придет игрок? Не бойтесь добавлять слишком много - всё можно починить, украсть из банка багабузеров, на крайняк вайп сделать. Вы - админы.
Проблемы
Эта секция упомянет некоторые важные проблемы, которые требуют решения для развития проекта. Сами решения придется делать разрабам.
Эндгейм, и как он сосет в современных фк
Начну с того, что я считаю эндгеймом. Очевидно, сюжетка окончена. В современных фк предлагают МГ, АСР-установки (их хоть больше и не будет, но они всё еще важны как пример провала), лут сундуков/сейфов и кланвары. Пройдусь поочередно по каждому пункту.
МГ
Есть несколько вариаций мертвого города. Первая в моем рассмотрении - самая атмосферная - та, в которой были Гули - Китайцы. Опыт незабываемый. Город кишит супермутантами с бесконечно большим запасом здоровья, гули были опасным препятствием, фарм был трудным, но хорошо окупаемым. Квестовая линейка была отменной, за исключением босса в конце (признаемся, боссов разрабы так и не научились делать).
Есть вторая вариация, с которой я не так знаком - МГ с крафтом лег. Во время этого МГ игроки боялись столкнуться друг с другом и потерять все вещи в бою. Предлагается соединить эти два МГ и получить идеальный вариант.
АСР - Установки
Так называемые “данжи на колесиках” - созданы в попытке замены обычных данжей (зачем-то?). Задумка действительно необычная и в теории интересная. Однако, достойной награды с АСР установок не было, и долгие годы они пылились в игре, а игроки включали их, чтобы хоть как-то повзаимодействовать между игроками (об этом чуть ниже).
Лут сундуков
Хватит! ХВАТИТ Пихать лут сундуков в каждый вайп, как единственный и самый эффективный источник дохода! Это невыносимо. Это хуже зачистки аванпостов в очередной игре юбисофт, это ДОНЕЛЬЗЯ скучно! Данжи проще - пришел, убил, получил награду. Сделайте выбор между несколькими активностями, причем равноценный.
Кланвары
Начну с поззитива - клановые войны на обычной карте, не клановой - это круто!
Но впринципе они как АСР - Установки. Лута мало, впридачу, и им владеет только глава клана. Нет никакой награды для рядового бойца - он поучавствовал, он (зачастую) слил свои деньги, он тильтанул и пошел фармить на еще патроны. Ответом могут стать… временные пушки в дропе? И не синий шлак. Хочется эпиков достойных и пару лег, чтобы с двух-трех успешных захватов лоховских точек дропался лут на клан. Можно даже на день пушки выдавать и отсчет не с взятия в руку делать, а прям на складе клана, неважно - главное, чтобы топеры были всегда настороже, и даже у лохов без доната был шанс. Добавьте риска и высоких ставок. Тогда будет прям интересно играть.
РП и взаимодействие
Да, РП надо возвращать. Да, РП крайне важно для ФК. А почему?
Взаимодействие между людьми. Его в последнее время было чертовски мало - пришел на кв, повоевал, ушел, ибо все пушки есть и ничего фармить не надо, яж задонатил. Сделайте РП вторники (лол), на которых у старичков и новичков будет шанс показать себя в отыгровке. Делайте награды по развитию каждого игрока - новичку за интересное рп 2к крышек можно дать, старичку аж 20к. Помнится, делали ивент, связанный с перехватчиком, в котором можно было реально получить перехват. ЭТО ЖЕ ВЕСЕЛО! А если такое делать регулярно, то всем будет интересно заходить на “РП вторник”, посмотреть, че разрабы сегодня за ивент приготовили.
Онлайн и донаты
Давайте честно. Сейчас делать что-либо ради того, чтобы в это донатили бесполезно. Нужно двигаться в направлении хорошей игры - так будет онлайн. Будет онлайн - можно будет и монетизацию подзавести. Да и вряд ли ради денег вы ФК пилите - все понимают, что если это чудом окупиться, то не скоро, не сегодня и не завтра, и не через год. У вас конкуренции куча - сталкрафт, пионер вот выходит, обычные фаллауты, шутеры поинтереснее, проекты поинтереснее. Если вы не предложите что-то достойное, то так и будете сидеть и без игры, и без денег.
Итог
ФК для меня, после объявления Legacy Edition, впервые за долгое время начал подниматься с колен. Доработав эту версию, добавив больше интересных квестов, ОБЯЗАТЕЛЬНО переработав существующие, разнообразив игровой мир, вы можете добиться гораздо большего, чем вы бы добились с помощью новых версий ФК.